Блог

Раневская

На экраны страны выходит телебиография Фаины Раневской. И, поскольку у эпохи есть имена и события, их вознесшие на гребень истории, несть числа этим теленовеллам, телеполотнам, телероманам о знаменитых людях: политиках, правителях, полководцах, писателях и театральных деятелях. Да что там, просто артистов! Есенин, Орлова, Распутин, Зыкина, Фурцева... Длинный ряд, очень. 
Но почему же, почему мы решили заострить свой взор именно на Фаине Раневской?  

Да потому что ее речь, ее перлы запомнились стране раз и навсегда. И хотя умные люди нас уверяют, что, раскрывая судьбу героини, мы должны быть шире этих историй, цитат и анекдотов, но никак не получается! И прежде всего, благодаря уникальной интонации! Мы, как канал о речи, всегда стараемся отмечать примеры во всем их многообразии. Удачный комментарий, хорошее интервью, отточенный слог или блистательная игра - все сгодится. Ну разве могли мы пропустить такой случай и великолепный повод? Нет. Оставим сериал тем, кому он предназначен - зрителям. Нам прежде всего интересна сама фигура великой актрисы. Ведь за легендами кроются порой вполне обычные люди с их привычками и пристрастиями, с их волей к иной жизни, которая не может быть прописана в домовой книге родового гнезда. С их мечтами и чаяниями, грезами о большой сцене и непременном успехе. Все ли сыграла Фаина? Нет! Могла ли больше? Да! 25 ролей в кино – это по какой шкале? Вот только неясно, кто вообще может судить о качестве артиста по количеству ролей? Иначе это будет спорт. Да и вообще, как можно было попробовать уместить эту жгучую таганрогскую опару в узкие рамки московского театрального "котла"?


Раневской не было места? Скорее его недоставало, не хватало. Яркая и экстравагантная, она никак не соответствовала эпохе построения социализма, не вязалась с патетикой героизма, не тянула на образы, заточенные в комиссарские кожанки или облаченные в скромные платья ткачих-ударниц. Ее ремеслом была чистая эксцентрика, гротеск. Гипербола была ее если не мамой, то двоюродной теткой, раз и навсегда приехавшей погостить, да так и оставшейся до второго пришествия. Кто нам запомнился? Хрупкая принцесса? Да базарная тетка! Спекулянтка! Раненый Лев Маргаритович. Домомучительница. Злая мачеха! А ее роли разбирают в театральных институтах, ее пластику ставят в пример, когда говорят о мастерстве актера, а уж голос… Вот еще одна черта! Прокрутите десять записей актрис того времени и прокрутите запись Раневской. Уверяю, вы безошибочно ее узнаете. Сразу и сходу.
«Я сошла с ума, какая досада! Муля, не нервируй меня! Красота – это страшная сила! Какой умный вид у этого болвана! Я никогда не была красива, но всегда была чертовски мила. Обожаю Чехова!»
- это фразы из кино. И то, лишь малая часть.
«Плевок в вечность» – это уже о плохо сыгранной роли.
«Режиссёры меня не любили, я платила им взаимностью».
«Получаю письма: «Помогите стать актёром». Отвечаю: «Бог поможет»».
«Вон из театра- вон из искусства!»
- легендарная перепалка с Юрием Завадским.

Да, Фаина Георгиевна была остра на язык, она не сторонилась колкостей. Оттого так часто ей приходилось менять театры. «Искала святое искусство. – Нашли? – Да, в Третьяковской галерее!».
Фаина Раневская – это скальпель, срезающий с людей пошлость, пафос, напыщенность – все лишние ментальные тряпки, которыми люди пытаются прикрыть свое душевное убожество. Это воплощение боли – заноза, которую хочется выдернуть из мягких тканей и внимательно рассмотреть – что это такое так сильно колется? Слушая Раневскую, люди сначала восхищались ее великим сарказмом, а потом им становилось неудобно, потому что истоки это сарказма они находили у самих себя. И вот теперь мы слушаем эти фразы заново. Мы читаем афоризмы. Мы пытаемся понять – в чем ее феномен? Человека, не имевшего театрального образования, но попавшего в список десяти самых выдающихся актрис ХХ века по версии британской энциклопедии «Who's Who»! А Раневская нам насмешливо отвечает: «Я не знала успеха у себя самой…». А мы ее помним. И помнить будем! Все остальное, как попытка возвести подмостки для новой истории про Раневскую – в сериале.

Опубликовано в: