Блог

Илья Прудовский о "Войне и мире"

Каждый актер мечтает о роли Гамлета. Знаете, было такое расхожее мнение. И каждый чтец мечтает озвучить 📚 «Войну и мир». Мечтает или нет - не знаем, но уверены, что такой проект заносит любого артиста или диктора в пантеон богов разговорного жанра. Величайший русский роман, сокровищница мировой литературы, произведение, входящее в топ-10 лучших книг всех времен по версии еженедельника «Time». Разумеется, аудиоверсия романа претерпела множество переизданий. Его читали известнейшие русские актеры:  Юрий Яковлев, давший роману свое фирменное обаяние, Вячеслав Тихонов, Алексей Баталов, Михаил Царев (патриарх Малого театра), Олег Табаков, Анатолий Кторов, Алексей Грибов, из новейших прочтений - Александр Клюквин, Иван Краско, Евгений Терновский, Владимир Левашев. 

В этом почетном списке находится и Илья Прудовский. В свое время на одной из встреч Мастера спросили – как вы считаете, каким должно быть исполнение аудиопроизведений? Ведь каждый стоит перед выбором, как читать – как актер, стараясь отыгрывать всех персонажей, или чуть притушив игру, но ведя за собой словно незримый свидетель, находящийся чуть в стороне от происходящих событий? И вот ответ Ильи Ефимовича: «Манера, которая рождается при чтении больших книг, отличается от стилистики малых форм. Надо помнить, что стоит работать аккуратно и дозированно. Вводится условный коэффициент на выразительность в расчете на то, что яркое полуконцертное исполнение возможно на небольшом отрезке времени, скажем, если это отрывок. А когда человек 🎧 слушает книгу час или полтора, тут степень выразительности – нечто среднее между художественным и публицистическим исполнением, волей-неволей получается так. Тем более, стоит учесть, что большие полотна требуют от чтеца много времени в студии. К примеру, «Войну и Мир» мы читали по нескольку часов, и необходимо было держать себя в тонусе все это время. Несколько часов быть на пределе выразительности просто нереально и невозможно. И еще. Специфика слушателя. Некоторые категории слушателей не воспринимают слишком выразительно прочитанных книг, мотивируя тем, что чтецу не стоит все «подчеркивать» в тексте. Вот представьте – вы читаете книгу, где половина текста испещрена маркерами: красным, желтым, зеленым по степени важности. Насколько это будет удобно? То же и с озвучиванием книг. Надо дать слушателю самому разобраться, что важное, а что второстепенное! Отпустите его фантазию! Вот почему мы даем некоторую степень сдержанности. Не округляем глаза, не восклицаем во весь голос, не форсируем подачу, а эмоции обозначаем с некоей долей условности. 

Слушаем отрывок из великого романа «Война и мир» в исполнении Ильи Прудовского. Мастер-класс «Речевые компоненты Прудовского» по-прежнему в доступе на канале «Искусство речи»!

Опубликовано в: